Публикации

Голос Силы - Ванá Паы́ У́й

28.02.2018

В шаманской традиции индейских народов Яванава (Южная Амазонка) во все времена огромное значение придавалось голосу пения.

авторы: Паже Мацини Яванава, Цамиру Нава

Развитие вокальных способностей начинается с раннего детства. Родители окружают младенца атмосферой традиционного песнопения почти на каждом шагу его жизни, начиная с пения дома, при выполнении обычных домашних дел, заканчивая вовлечением детей в церемонии, марири и праздники алдеи, насыщенные многоголосым пением Песен Силы. Дети быстро схватывают мелодию, а затем и слова и начинают подпевать. К 14-15 годам практически каждый подросток хорошо знаком с определенным репертуаром их традиции и обладает вполне натренированным голосом.

Дальнейший шаг развития голоса, превращение его в магический инструмент зависит от желания и выбора каждого Яванава. Кто хочет обрести сильный магический голос, способный к управлению энергией Уни, изучить в той или иной степени тайны шаманского целительства, заговора, призывов сил леса, воды, растений и животных, должны приступить к изучению спиритуального пути этой традиции под руководством шамана - паже. Такое изучение может иметь различную степень посвященности и самоотдачи, определяющую глубину и силу познания. Открытие внутренних возможностей  и способностей воспринимать и призывать Силу Яванава традиционно решают через прохождение самакый - серии специальных диет под руководством паже, который курирует, посвящает ученика, делает магический заговор – Сыя в зависимости от конкретной задачи, текущей энергетической способности и направления устремлений ученика.

После открытия спиритуального Пути через Сыя Наны (которые многие Яванава получают еще в грудном возрасте) и знакомства с различными видами Силы духов, доступных к контакту и использованию в этой традиции, ученика обучают призывать  и управлять этими Силами. Как правило, это реализуется через техники дыхания - выкуши, заговоры на священном дыму смолы Сыпа, биологическом порошке Навы (рапэ - смесь табака и пепла), на перце, и как самая сложная форма заговора - Шуиты (заговор на шаманском глиняном горшке Шумы с определенным содержимым внутри).

Но главным и ключевым инструментом, вызывающим и управляющим этими Силами, лежащим в основе подавляющего большинства магических техник шаманов Яванава, является голос Силы. Такой голос должен быть сильным, звучным и связанным с внутренними источниками энергии человека, делая их доступными, мобилизуя и ретранслируя энергетический поток в голосовую волну, которая направляет энергетический потенциал шамана на поставленную задачу Силы. Паже древности говорили, что Вана (Сила-гид, открывающая доступ к неисчерпаемым источникам Силы, Знания, здоровья и магии) обращает внимание на шамана и начинает его учить и помогать только тогда, когда тело этого человека становится сильным, подтянутым и здоровым, избавленным от лишнего веса, а голос приобретает мелодичность, уравновешенность и красоту, достойную Ее внимания.

Соответствие голоса таким критериям потребовало серьезного подхода его постановки, который был получен из наблюдений, изучения и знания шаманов на протяжении многих веков существования и развития этой традиции.
Паже Яванава сформировали ряд законченных и эффективных методов, ведущих к пробуждению, развитию и контролю голоса Силы. Эти методы отличались природой источника, открывающей в человеке способность к такому голосу, и как следствие, различной степени потенциальных возможностей работы с голосом. Одним из самых мощных  методов, напрямую использующий Силу Вана Муки и Вана Рунуа, является спиритуальная диета, в основу которой был заложен Сыя Вана Тыки Ваки, полученный людьми Знания Яванава напрямую от этих Сил. Только паже самого высокого уровня, обладатели союза и Силы Вана получали доступ к познанию техники выполнения такого Сыя и держали в строгой тайне знание о том, как его делать и как давать ученикам для того, чтобы оживить и пробудить в них энергетическую связь между Силой и голосом. По традиции этот Сыя давался далеко не каждому ученику, желающему овладеть голосом Силы. Решение о выборе метода всегда оставалось объектом выбора паже, владеющим этими технологиями. Такой подход к выбору метода обучения голосу сохранился вплоть до настоящего времени. Интересно отметить, что паже последних двух поколений: паже Ушунава Тукунты, затем паже Тата и Яварани, приняли решения, продиктованные знаками Силы,  о неиспользовании Сыя Вана Тыки Ваки для обучения народа Яванава голосу песен Силы.

Вплоть до начала 2015 года паже даже не открывали своим ученикам информацию о существовании этого Сыя, несмотря на совершенное владение этой технологией. Ситуацию неожиданно изменило видение необычной Силы, которое пережил старший паже Тата в январе этого года, работая с Силой Вана Муки. Он рассказал, что был потрясен мощью и глубиной этого видения, подробности которого остались его магической тайной. Однако, паже сообщил, что Сила  указала ему один из путей дальнейшего благополучного развития народа Яванава, вступившего в новую непростую эру отношений с миром вокруг, после открытия заслона между индейцами и белыми людьми. В частности Тата поведал о команде Силы открыть Сыя Вана Тыки Ваки и сделать упор на развитие голоса Силы, как для самих Яванава, так и для белых людей - нава, изучающих спиритуальную традицию его народа.

Паже Тата представил секретный метод Вана Паы Уй, дав Сыя трем Яванава, и в настоящий момент курирует их диету. Оказалось, что для включения в работу звена, связующего внутреннюю Силу человека с его голосом через этот метод, от человека требуется 1 месяц пребывания на самакый (диетном изолированном месте), а затем соблюдение некоторых пищевых и других ограничений в течение 3 месяцев в сочетании с тренировкой вокала. Тата рассказал, что за этот срок Сыя укрепляется в человеке и позволяет направить фокус усилий на выбранный аспект, будь то обычные саиты, саиты Ванаи, Мыка и так далее, в зависимости от устремлений человека и степени его знания и вовлеченности в спиритуальную традицию. Он пояснил, что Сыя является очень мощным и эффективным открытием голоса Силы, который может быть направлен на совершенно различные области пения по выбору получившего его ученика, прошедшего диету Вана Паы Уй, при строгом соблюдении им диетных ограничений.

Тата Яванава рассказал еще одну исключительно важную особенность этого Сыя. Оказывается, что голос, открытый через диету Вана Паы Уй обладает мощнейшим и ярко выраженным целительским эффектом. Он обращает любую музыку традиции в процесс исцеления. Даже обычные саиты, спетые обладателем Сыя Вана Тыки Ваки лечат и гармонизируют тело как самого исполнителя, так и того, кому он поет. Это свойство и стало одним из ключевых мотивов принятия решения паже Тата о применении метода Вана Паы Уй к народу Яванава, представители которого уже давно не стремятся изучать и применять сложный и долгий путь целительства через песни Силы Мыка и ряд других, способных к самоисцелению. На вопрос о критериях, налагаемых на человека, желающего открыть голос Силы по этой технологии, паже ответил, что этот Сыя настолько мощен и уникален, что может быть дан даже людям, не прошедшим диету Наны, хотя в истории традиции таких случаев было крайне мало. Он считает, что даже при отсутствии открывающего спиритуальный путь Сыя Наны, голос рожденный Сыя Вана Тыки Ваки приобретает красоту, певучесть и истинную глубину. В этом случае, однако, человек может развивать и направлять свою внутреннюю силу лишь на саиты, не имея возможности прикоснуться к Силам, сокрытым в саиты Ванаи и других формах шаманского пения традиции. Тата отметил, что его решение об открытии диеты для белых нава продиктованы видением Силы, и вероятно приведет к тому, что получившие его белые люди направят этот голос на другие виды песен, открыв доступ людям его народа к познанию новых и неизвестных им до сих пор спиритуальных традиций. А это соответствует замыслу Силы, о котором говорил один из самых известных паже Яванава Мука Выни около 200 лет тому назад.

Получив эксклюзивный доступ паже Тата  к технологии Вана Паы Уй, представители фонда Интент, находящиеся в данный момент в алдее, вместе с новым спиритуальным лидером алдеи Мутум паже Мацини Яванава, приняли решение об открытии проекта голоса Силы Вана Паы Уй с июня 2015 года, с прохождением диеты на самакый в спиритуальном центре алдеи Мутум (Акре, Бразилия).

 

 

 

 

 

Сноски:

 


Сыя - заговор различного содержимого магического горшка Шумы, который затем выпивается (в некоторых случаях наносится на все тело или его часть) тем, кому паже делает этот Сыя, с последующим прохождением спиритуальной диеты, условия которой зависят от вида и назначения этого заговора.

Сыя Наны - первый и исключительно важный Сыя традиции, открытие спиритуального пути, сделанный на мякоти плода Наны (женепаб), приуроченный к прохождению человеком первой диеты, пробуждающей его осознание.

Саиты - песни Силы традиции Яванава, берущие свои истоки и поющиеся в основном в Силе Уни, для гармоничного баланса этой энергии в теле и ее выходу через движения и танцы Марири на праздниках и церемониях.

Саиты Ванаи - другой вид песен Силы, поется только после специальной спиритуальной подготовки, призывающий и использующий различные Силы, которые направляются шаманом для решения различных задач.

Мыка - песни Силы, направленные на изгнание болезней, оздоровления и исцеления как тела, так и духа человека. Подразумевает сложную и длительную подготовку и практику.

Шуиты - песни заговора. Являются самым сложным аспектом традиции и подразумевают очень глубокое знание Сил и обладание развитыми спиритуальными способностями. С помощью них в частности делаются многие виды Сыя.


 

 

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы добавить комментарий представьтесь, пожалуйста.