Публикации
Тотемный зов Туунгак Анай
"Май да Мата" предлагает Вашему вниманию статью Тотемный зов Туунгак Анай, рассказывающую о новом проекте, берущем свое начало из древнего Знания и практик тотемных шаманов Юкона и Аляски.
В окружающей нас Природе есть скрытые Силы и свойства, к которым обычный современный человек не имеет доступа, но может его получить, если он найдет способ отказаться от тотальной зацикленности на самом себе и окажется способным прислушаться к миру вокруг него. Многие животные и растения активно манифестируют Дух природы этого вида, показывая и передавая человеку свойства, в которых он нуждается как в повседневной, так и в спиритуальной составляющей своего бытия. В жизни индейцев Северо-запада Америки подобный контакт происходил через тотемы и их энергетический символ-выражение - тотемные столбы. Впервые Европейцы дали название тотемизм или тотемный столб ритуальным фигурам с символическими изображениями животных, вырезанными и установленными коренным населением северо-западного побережья пасифики. Они дали определение тотемизму, как объекту, животному, растению или природному явлению, символизирующим род, семью, клан и имеющих ритуальные ассоциации, а также выражаемые посредством физических объектов – резьба по дереву, фигуры из дерева, камня и.т.д.
Тотемизм в этом значении известен издревна и до настоящего времени широко используется обычными людьми и шаманами различных традиций и убеждений, отражая отношения и связь между естеством животных, растений , небесных тел, ландшафтов и человеческих групп, объединенных энергией Земли в единый энергетический узор.
Показывая визуальную разницу между животными, кланами и существами, этот энергетический узор связывает их вместе, открывая доступ к общению и гармоничному переходу от одного состояния жизни к другому. В шаманских традициях северо-западных индейцев тотемные столбы никогда не были объектами поклонения в обычном смысле этого слова. Ассоциация с идеей "идолопоклонничества" активно выдвигалась и подпитывалась усилиями местных христианских миссионеров, не признававших и не желавших понять смысл шаманизма и его оккультных практик. То же предположение было сделано и ранними европейскими исследователями. Со временем они убедились, что это не совсем так.
Тотемный столб является прежде всего символом принадлежности к клану, его (клана) силой, подвигами, опытом и мудростью. Тотемный предмет является энергетической связкой между человеком и его тотемным животным, выраженной в первом внимании, т.е., по сути, ключом для фокусировки внимания и входа в энергию своего тотема. Тотем это руководство, защита и познание, как в правой стороне, так и в левой.
Среди основных типов тотемных столбов часто встречаются тотемы-истории, тотемы в честь подвигов живых и умерших, а также великое множество других «типов», увиденных шаманом при концентрации энергии на изготовлении предмета силы и контакта с энергиями тотемных животных.
О происхождении первых тотемных столбов существует множество легенд и поверий. Точное происхождение тотемных столбов является предметом устной традиции каждого из индейских племен, однако, существуют истории, общие для многих групп коренных индейцев северо-запада.
Хорошо известна история племени Квакиутл из севера Британской Колумбии и Юкона. Она рассказывает о том, что однажды вождь и духовный лидер племени Квакиутл по имени Вакиаш отправился в горы в поисках танца, который помог бы ему и его народу идти по тропе Духа. Сначала он встретил Ворона, который предложил ему полет в Неизведанное. Сидя на спине мудрого ворона и пролетая по различим мирам, Вакиаш увидел множество чудесных вещей. В середине своего путешествия он наткнулся на великолепный резной деревянный столб, расположенный напротив необычно раскрашенного дома. Находясь в восторге от музыки, которая лилась из дома, Вакиаш подошел ближе и увидел группу животных, извивающихся в танце.
Животные сначала были смущены его появлением, однако затем научили его своим танцам и рассказали, что в их мире каждая эмоция и поступок выражаются танцем. Если эмоции были настоящими, сильными и чистыми, то танец обладал Силой. Каждый танец Силы создает историю их мира, а каждая история запечатлена на резном столбе, вокруг которого исполняется танец-история. Они также объяснили ему, что благодаря могуществу деревьев и слиянию с ними, эти истории обретают собственную жизнь, обогащая и питая их Мир. Животные долго расспрашивали вождя о его Мире и договорились о дружбе и помощи при путешествиях между этими мирами. В качестве особого подарка Вакиаш получил дом с песнями и резной столб, завернутые в маленькую упаковку. Когда он вернулся в свой Мир, он собрал свой народ и научил его танцу – подарку из мира Духов животных. Затем, в назначенный день, он положил сверток на землю , и, в соответствии с инструкциями животных, совершил ритуал, взывая к тотемным животным по именам. Внезапно из свертка появился дом, животные, поющие и танцующие вместе с его народом и тот самый резной столб вырос прямо перед ними. Все были в восторге и танцевали с небывалой силой и воодушевлением, радуясь подарку. Тогда магические животные исчезли, оставив Вакиаша и его людей с их танцем, вновь обретенным смыслом и целью выражать свои эмоции в Силу, а столб превратился в мощный, раскидистый кедр.
Позже Вакиаш попросил могущественный кедр быть проводником к Миру тотемных животных. Кедр согласился ему в этом помочь, однако строго наказал беречь и уважать братьев магических животных из этого мира. Кедр позвал из леса всех этих животных и попросил их быть свидетелями клятвы и передать вождю мудрый совет и наставления при изготовлении тотемного столба. Исполняя танцы, полные радости, гармонии и понимания с каждым из животных, Вакиаш воплощал полученный урок и Силу в образ на столбе. Это был первый тотемный столб – Калакуювиш или небесный стержень Силы.
Наше знакомство и работа с шаманами из тотемных кланов началась уже довольно давно. Разрабатывая совместные программы с Юконским представительством фонда «Интент» - Рэйвенс Край, мы совершили множество выездных экспедиций в отдаленные индейские территории, встречаясь с шаманами из клана медведя, клана волка и клана кита на побережье моря Бофорта.
Познавая магию, выражаемую через их тотем и тотемные предметы, мы быстро обнаружили ряд энергетических параллелей с изучаемым нами искусством амазонских шаманов, работающих с энергиями Земли, Воды, Луны, Солнца и различных Духов через отождествление с существом деревьев и энергиями растительного мира, выражающими затем свои астральные путешествия, уроки, полученные в них и намерение через фигуры Силы, вырезанные из дерева.
Сделанные таким образом фигуры тотемных животных можно сравнить с каналами или частотами в радио, на которые человек способен настроиться, получая свою «передачу». Ключ к подобной настройке и пониманию основан на чувствительной способности и натренированности человека, а также на запасе и мощности «батарейки в радио» - т.е. количеству накопленной человеком энергии. Настройка подразумевает не поклонение своему тотемному животному, а гармоничный контакт, становящийся неким спиритуальным инструментом на протяжении всего жизненного пути человека, чтящего и уважающего природу. Человек не находится «над» природой, он с ней един.
Тотемные столбы демонстрируют и учат этому единству, этой духовной связанности, направляя человека на его собственном пути самопознания.
Это общая концепция описания смысла тотемных предметов, однако, истинное значение и конкретное намерение, заложенное в каждый тотемный объект известно лишь шаману-резчику и тому, для кого шаман изготовлял подобный предмет Силы. Общаясь со своими тотемными животными, шаман соединялся через тотемный столб с их духами, а иногда, наоборот - через тотемный столб шаман выводил в повседневный мир своих Духов-союзников, которые обретая физическую форму, начинали помогать людям, способным настроится на эту помощь, становясь тотемными существами.
В легендах индейских народов северо-запада хорошо известна история о духе Вигит. Этот дух попросил шамана, имеющего с ним контакт, вывести его в физический мир для зашиты воды и ее существ. Шаман сконцентрировал свое намерение и, объединив его с Намерением Вигит, сделал тотемный столб, который дал возможность духу обрести тело. Он стал восприниматься людьми как животное с длинным клиновидным туловищем и широкой плоской головой, которое следит за уважительным отношением людей к воде и ее существам. Если, например, индеец ловит больше рыбы, чем ему это действительно необходимо для существования, то Вигит следует за ним, преодолевая сильные течения, приливы, пороги и даже водопады, пока не настигнет лодку. Тогда он подсовывает широкую клиновидную голову под каноэ или рыболовное судно и переворачивает весь улов и охотников-рыбаков, давая урок того, что есть и другие существа, нуждающиеся в рыбе.
Вигит очень полюбил жизнь в физическом теле и остался в нем, став тотемным животным, помогая людям и шаманам своего клана, открывая им тайны морей, озер и рек.
Все эти легенды не являются лишь сказками индейских стариков, а содержат в себе Намерение и Силу для концентрации внимания на энергии Тотема. Несмотря на тяжелое и разрушительное влияние белого человека на индейскую жизнь и культуру, тотемизм северо-западных индейцев сохранил свои практики, традиции и жизнь, и в настоящее время практикуется шаманами, охотниками в индейских лесных поселениях и даже в городах, причем, не только индейцами, а также всеми теми, кто стремится к своему спиритуальному развитию, черпая Знание и Силу из контакта с нашей Природой.
Практикуя настройки на энергии Амазонского тропического леса и бореального леса Канады, мы уже давно убедились на собственном опыте, что многие из населяющих их существ (в частности животные и растения), активно стремятся вступить в контакт с энергетическим телом человека, причем с каждым из нас контактировали разные животные. Для такого контакта совсем не обязательно быть индейцем или принадлежать к той или иной рассовой группе. Я, например, в своих астральных путеществиях раз за разом встречал дух рыбы и дух черной лесной кошки, которые и поныне дают мне уроки необычайной силы. Позднее, работая с Юконским шаманом Nelda Nyak Ishnook, я обнаружил свою принадлежность к тотему лосося. После настройки на тотемный предмет, я научился легко входить в контакт с энергией моего тотема и воспринимать наставления и энергетические подарки тотемной рыбы.
Как же найти свое сродство и принадлежность к клану с тотемным существом?
Никто не выбирает свой тотем, тотем выбирает людей!
Для некоторых, знание своего тотема - это почти врожденный процесс и ощущение как будто бы они всегда это знали. Для других, это может быть необъяснимым притяжением к животному (растению) и специфические чувства к энергиям этих существ.
При определенной концентрации внимания, человек может сам, например, заметить животное наиболее часто приходящее ему во снах, вспомнить с каким животным он ассоциировал себя, будучи ребенком, яркие события, связанные с тем или иным животным или растением и т.д. Шаман, работающий с тотемной энергией, часто может увидеть связь энергии человека с тем или иным тотемом. Обычно, он долго концентрирует внимание на энергетическом образе этого человека, направляя его в ствол кедра, затем, с помощью ритуала обращается с просьбой к дереву призвать тотемного духа вовнутрь ствола. Если тот приходит, то ведомый его намерением, шаман высекает энергетический отпечаток пришедшего духа и его связку с человеком, на котором шаман фокусировал свое внимание.
Затем, в зависимости от ощущений и полученной информации, шаман может наносить краску, растительные, животные масла и смолы на вырезанный тотем. Следующим и, пожалуй, самым важным шагом является поднятие столба, его погружение в Землю, ориентация в пространстве и манифестация Духу. Традиционный способ поднятия тотема является важной церемонией, которая предусматривает большую работу даже в случае совсем маленького тотемного объекта. Шаман выбирает время, необходимое состояние луны, а также место для этого ритуала, затем ждет нужный ветер.
Часто само установление сопровождается танцем и песней шамана или всего племени, а также игрой на барабане, бубне и часто флейте, призывая дух тотема войти в этот деревянный столб. После подобной манифестации и прихода Духа, резной ствол становится наполненным присутствием тотема и связанным с его владельцем.
Углубление в энергетические отношения с деревьями и другими растительными и животными формами помогло нам глубоко понять и прочувствовать их связь с энергией человека, в которой соединяющим звеном выступает «выстроенное» намерением резьбы и насечек тело древесного существа. Объединив опыт, полученный от обучения у бразильских шаманов, изготовителей древесных фигур Силы, и опыт работы с тотемными шаманами Юкона, мы сделали попытку помочь всем желающим найти принадлежность к своему тотему и получить с ним связь через свой тотемный предмет. На наш взгляд, первый опыт удался как нельзя лучше и, со временем, это начинание переросло в проект – «Туунгак Анай», с идеей которого мы и постарались ознакомить вас в этой статье в самих общих чертах.
В заключении хотел бы добавить, что принятие решения о поиске своего тотемного гида является очень интимным, личным процессом. Однако, вне всякого сомнения, союз с тотемным существом способен наполнить каждого неожиданно новыми духовными, смысловыми и терапевтическими ценностями. Эта практика может стать одним из путей к просветлению Духа или же более приземленным, практичным уроком Мудрости в обычной повседневной жизни. Это попытка поиска на своем Пути, открытие себя урокам специфических, непознанных энергий и сил для спиритуального развития практикующего. На тропе человека Знания нет однозначных, непререкаемых тем; изменения течения эманаций Бесконечности неизбежно меняют энергии Мира вокруг нас, один урок динамично переходит в другой, показывая, что Жизнь - это не пункт назначения, а путешествие, в котором мы должны любить и полноценно и осознанно переживать каждый сделанный шаг.
Гибкость восприятия награждает готовностью к следующему и следующему пассажу, который, возможно, для кого-то станет магической встречей со своим Тотемом, открывая новые возможности его Светящегося Существа.
Эмиль Кортез,
clan Cho Dinch'e (клан лосося)
апрель 2010